Уровни восприятия «своих» и «чужих»История и старина мировосприятие / Анализ эпического восприятия личности в оппозиции «свой-чужой» и влияния
публичной деятельности на изменение социального статуса былинных героев / Анализ эпического восприятия личности в оппозиции «свой-чужой» / Уровни восприятия «своих» и «чужих»Страница 1
В качестве обобщения анализа восприятия «своих» и «чужих» в социальной практике древнерусского (эпического) социума можно привести основные параметры принадлежности к «своим» на основании материалов былин.
Для выражения тех или иных форм сопричастности к какой-либо социальной страте и этнической общности служит ритуал в той или иной его форме. Каждому типу толерантности (родства) соответствует определенный тип ритуала. По большому счету, понять кто в обществе свой (для определенной социальной страты и для социума вообще), а кто — чужой, можно только по степени допуска к участию в ритуале.
Можно выделить вхождение в «семью» (род, племя) на основании права крови:
• Семейно-брачных отношений (свадебный пир).
• Родство по причастию (участие в трапезе и питье), (почестной пир).
• Родство по уплате дани (признание «своим», но младшим в роду).
Дань — неравноправное участие в почестном пиру, «накрывание на стол», обслуживание тех, кто пирует.
Существует возможность показать нечто подобное и на основании так называемого права почвы:
• Родство по языку (демонстрация приветствия).
• Родство по вере (демонстрация лояльности и знания обычаев).
• Родство по происхождению (демонстрация знания своих предков).
• Родство по роду занятий (демонстрация способностей — поединок).
Уровней восприятия «своих» и «чужих» в эпосе наблюдается чаще всего два — по признакам внешнего вида и поступкам (визуальный), по языку и всему, что связано с адекватным восприятием «иносказаний» (аудиальный), но в некоторых случаях имеются указания на еще один уровень, рассчитанный на обоняние:
Ишша от пару, пару лошадиного,
Ишша от духу от поганого (указание на запах).
Эпическая личность определяет свое место в социуме в соответствии со сложной нелинейной пространственно-временной системой координат. В первую очередь имеет место горизонтальное определение «своих» и «чужих»:
1) Мужчина.
2) Женщина.
3) Некто (чью принадлежность к мужскому или женскому полу по визуальным и аудиальным признакам определить нельзя — «калика», «поленица» и т. п. могут оказаться с одинаковой вероятностью как мужчиной, так и женщиной).
Можно выделить несколько вертикалей (от низшего звена к высшему) соотнесения человека и общества: I. Вертикаль «родственных отношений»:
1) Отец, Мать, (семья);
2) Род («коея деревни» );
3) Племя («коего города, коея орды»);
4) Союз племен (киевский, «коея земли»); «Земля», по всей видимости, в ее узком понимании, территория, на которой действует (признается) власть киевского князя). В данном случае уместно вспомнить статью о своде в Русской Правде: «А из своего города в чужую землю свода нет». То есть «чужая» земля — любой другой город, пусть даже и русский;
5) Союз союзов племен (принадлежность к «Земле святорусской» (в которую может входить «Царьград»), либо «неверной», «Земля» в ее широком понимании, то есть, земля на которой действует «вера» (закон)). II. Вертикаль эпического времени (возраста):
1) «Малый»;
2) «Средний»;
3) «Старой». III. Вертикаль «кастовости»:
1) Профессия (род занятий);
2) Сословие (Князья, бояре, гости, крестьяне).
IV. Вертикаль «знатности»:
1) Отецкий (сын, дочь);
2) Боярин;
3) Князь. V. Вертикаль «правоспособности»:
1) Паробок;
2) Слуга (княжеский «чиновник»);
3) Свободный (муж — совершеннолетний, женатый);
4) Господин (боярин, отец).
5) Князь, (светский) или духовный — Владыка Черниговский. VI. Вертикаль принадлежности к социальным стратам, посещающим «святые места», и по престижности посещения «святых» мест:
1) Церковь и иконы (приход) — локальный престиж;
2) Собор (паства) — престиж в рамках области (княжества);
Смотрите также
Становление римского искусства (VIII-I вв. до
н. э.)
Республика
оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества
того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая
часть уцелевших памятников была ...
Воззрения японцев на язык. Языковые мифы
В данной главе рассматриваются массовые представления японцев (как обычных людей, так и многих профессиональных лингвистов) о своем языке. Языковые мифы и предрассудки отражаются не только в бытовых ...
Культура
Современная уругвайская культура разнообразна по своей
природе, поскольку население страны является очень многокультурным. В стране
впечатляющее наследие художественных и литературных традиций. Эт ...