Культура новейшего времениИстория культуры / Культура новейшего времени
XX в. – новейшее время в культуре. Для ХХ в. характерен постоянный прогресс, он наметился во всех областях жизни.
Еще один характерный для ХХ в. показатель – постоянное стремление к объединению, интернационализации.
Глобальные изменения в жизни людей, связанные с переходом к новому виду общества – капиталистическому, а также огромный скачок в развитии научных знаний и другие факторы не могли не сказаться на культуре. Как реакция на эти изменения – появление новых культурных форм.
Для примера обратимся к живописи. Появился ряд новых, очень часто абсолютно оригинальных форм, таких как:
1) набизм
(от французского nabis – «пороки» и от древнееврейского наби – «пророк»);
2) фовизм
(от французского fauve – «дикий»);
3) кубизм
(от французского cubismeicube – «куб»).
Набизм возник в Париже около 1890 г. Его создателями были художники Морис Дени (1870–1943), Пьер Боннар (1867–1947)
и др.
Набисты, отталкиваясь от модерна, соединили воедино литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм.
С 1905 по 1907 г. просуществовало другое течение в живописи – фовизм. Оно, как и набизм, появилось во Франции под влиянием таких живописцев, как Анри Матисс (1869–1954), Альберт Марке (1875–1947), Жорж Руо (1871 – 1958), Рауль Дю фи (1877–1953), Морис де Вламинк (1876–1958).
Для фовизма было характерно стремление к эмоциональности в передаче художественного изображения, динамичность и цветовая интенсивность.
В первой четверти ХХ в во Франции начинается расцвет кубизма,
который позже появился и в других странах. Наиболее известный его представитель – Пабло Пикассо (1881–1973).
В 1907 г. он вместе с французским живописцем Жоржом Браком (1882–1963)
создал направление, для которого было свойственно выдвижение на первый план формальных экспериментов, таких как объемные формы на плоскости, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.). Для кубизма характерен некий анализ, т. е. разложение сложных форм на более простые. Пикассо, используя нейтральные тона, разнообразно комбинируя геометрические формы, создает абсолютно радикальные произведения искусства.
Сюрреализм
(от французского surrealisme – «сверхреализм») выбрал в качестве источника художественных образов сферу подсознательного. Сюрреалисты использовали инстинкты, свои сновидения и галлюцинации.
На начальном этапе сюрреализм служил как некое отражение той абсурдной реальности, какой представлялся послевоенный мир. И если вытащить подсознательное наружу, то, по мнению художников, таким способом можно улучшить мир. Крупнейшей фигурой в мире сюрреалистической живописи стал испанский живописец Сальвадор Дали (1904–1989).
Смотрите также
О языковой картине мира японцев
Вопрос об особенностях так называемых национальных языковых картин мира, как мы видели в предыдущей главе, не всегда ставится корректно и часто связывается с ненаучными спекуляциями, о чём шла речь. ...
Культура Руси в средние века
Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчест ...
Out of doors
Дойдя до этой финальной главы, я поняла, что еще о многом не успела рассказать.
Особенно о том, что составляет жизнь американской семьи за пределами ее дома, или,
как здесь говорят, out of doors . ...