Сапиенсы в Европе
Культура в книгах / Предки ариев / Появление северной расы / Сапиенсы в Европе
Страница 4

Палеолит — древнекаменный век — современник Великого Оледенения. Человек палеолита был современником мамонта и других вымерших животных. В палеолите не было глиняной посуды, не делались вкладыши-микролиты.

В этом разделении объединялись геологические классификации, культурно-исторические и технологические: до конца Великого Оледенения был палеолит, древнекаменный век. В этот век жили мамонты и другие вымершие животные и господствовала определенная техника выработки каменных орудий. Орудия и природная обстановка каким-то образом связаны между собой. Кровельные работы в Туле ремонт кровли крыши в Туле.

В 1880-е годы О. Монтелиус разделил палеолит на три этапа: нижний, средний и верхний. Разделить эти три этапа палеолита очень легко, по крайней мере во Франции. В нижнем палеолите было много каменных рубил. Исчезают каменные рубила — конец нижнего палеолита.

В среднем палеолите много грубых каменных скребел. Появляются скребла — начинается средний палеолит. Исчезают скребла — конец среднего палеолита.

Верхний палеолит — эпоха множества разнообразных каменных орудий. Абсолютные даты границ этих периодов менялись много раз, и всегда в сторону удревнения.

Открыватель первых каменных рубил возле предместья города Амьен, Сент-Ашеля, Буше де Петр полагал, что этим орудиям «несколько десятков тысяч лет». За это его сурово осуждали: Господь создал мир 6 тысяч лет назад! Не кощунствуй!

В 1860-е годы вал возмущения несколько спал, а ученые уточнили: «до ста тысяч лет». В 1885 году де Мортилье предположил, что возраст каменных рубил может достигать и 200 тысяч лет.

Автор этой книги в 1960-е годы учился по учебникам, которые определяли возраст эпохи каменных рубил, «дошелля-шелля-ашеля», как 150–300 тысяч лет назад.

Сегодня считается, что самые первые каменные рубила изготовили примерно миллион триста тысяч лет назад. Последние — 300 тысяч лет назад.

Систематизируя находки верхнего палеолита в Европе, уже к 1880-м годам археологи выработали простую и ясную схему появления и смены периодов этого раздела каменного века. По понятным причинам нас интересует больше всего именно он.

На долгие десятилетия установилась четкая схема. Отдельные детали в ней «плавают»: ученые никак не могут договориться о точных сроках начала периода или его смены другим. Поэтому я привожу всякий раз несколько возможных дат. Ни на одной из них я не настаиваю — не в них дело.

Ориньяк (40-36-32 — 21–19 тысяч лет назад)

Соллютре (21–19 — 18-17-15 тысяч лет назад)

Мадлен (17–15 — 13–11 тысяч лет назад)

Каждый этап развития верхнего палеолита — это одновременно и тип культуры. Эпоха, когда изготавливались именно такие каменные и костяные орудия. Что иногда поражает, так это стандартизация!

Есть такое понятие, как «мадленский гарпун». Костяной гарпун, применявшийся, скорее всего, в охоте на северного оленя и лошадь. Еще в 1912 году эпоху мадлен разделили на 6 этапов…

Так вот, гарпуны каждого этапа отличаются от гарпунов других этапов очень просто: расстояние между зубцами гарпунов каждого из шести этапов строго стандартизировано. Если между вторым и третьим зубцами расстояние в 3 миллиметра — это четвертый этап. Если 4 миллиметра — то это второй этап. И так далее. Так что датировать мадленские памятники просто: нашел гарпун или хотя бы обломок гарпуна, и хватай штангенциркуль, измеряй расстояния между зубцами.

Теперь вдумайтесь: мадленская эпоха длилась несколько тысячелетий. Вся история цивилизации — от строительства пирамид до настоящего момента — по протяженности не дольше мадлена. Памятники мадленской эпохи разделены сотнями, иногда и тысячами километров, и это километры пути при полном отсутствии дорог, кроме звериных тропинок. А сотни мадленских гарпунов в каждый из шести этапов стандартизированы до миллиметра. На уровне чуть ли не современной стандартизации деталей для автомобиля или посуды, изготавливаемых на заводе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Истоки римского искусства
...

Люди в лодках
Если речь идет о загадочном острове Пасхи, ни один человек не обладает полными и достоверными знаниями о нем. Отец Себастьян Энглерт ...

Заключение
Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл­линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от ан ...