Мир Великого оледенения
Культура в книгах / Предки ариев / Лидеры мирового развития / Мир Великого оледенения
Страница 6

Расцвет ашеля — как раз миндель-рисское потепление-интерстадиал.

Памятники архаического ашеля сосредоточены лишь в Юго-Западной Европе и Юго-Западной Азии; по особенностям распространения они сближаются с африканским ашелем: некоторые из них (Торральба, Испания) находятся на больших высотах. К архаическому ашелю относятся Амброна (Испания), Терра Амата (Франция), Альпиарка (Португалия). Ареал памятников и их специфические особенности указывают на африканское происхождение архаического ашеля Европы.

В ашеле человек уверенно охотился на самых крупных животных.

В Торральбе (Испания) на высоте 1115 метров над уровнем моря ашельские люди занимались охотой на вымершие теперь виды слонов, лошадей, оленей, быков, носорогов. Стоянка располагалась на пути сезонных миграций животных.

Уже первые раскопки маркиза де Серральбо 1909–1911 годов выявили две большие странности стоянки. Во-первых, памятник был насыщен костями южных слонов. Южный слон — самый крупный из известных до сих пор видов слона. В холке он достигал высоты порядка 5 метров, самцы весили по 8—10 тонн. Кости нескольких сотен этих колоссальных зверей найдены были на Торральбе. Клыки, не представлявшие в ашеле никакой ценности, складывались параллельными рядами. Многие бивни превышали в длину 3 метра.

Запомним это: человек уже в ашеле, задолго до появления мамонтов, охотился на слонов, причем на зверей заметно крупнее и тяжелее любого современного слона.

Во-вторых, маркиз Серральбо нашел кости, лежащие в анатомическом порядке. То есть на стоянки приносили фрагменты туш слонов, и чуть ли не целые туши. Зачем?

Сам автор раскопок считал, что жившие здесь язычники приносили в жертву своим богам фрагменты туш. Своего рода первобытный храм.

Американские раскопки Торральбы 1961–1963 годов выявили еще более интересную деталь… Слонов убивали в болотистых низинах, на трассах их сезонных перекочевок. Примерно в 3–5 километрах от стойбища. Найдены были фрагменты обожженных на огне деревянных копий.

Кстати, такое деревянное копье — более грозное оружие, чем можно было бы предположить. В 1979 году в Петербурге (тогда Ленинграде) проводился интересный эксперимент — тушу умершего в зоопарке слона отдали «на растерзание» археологам. Тушу затащили в подвал Зоологического института Академии наук СССР, и несколько дней подряд археологи кромсали ее самыми разнообразными орудиями.

Быстро выяснилось, что каменный отщеп режет ничем не хуже стального ножа, но плохо берет шкуру и особенно сухожилия. Сухожилия лучше рвать зубчатовыемчатыми орудиями или отщепами с выемкой. Для разрывания шкуры ни с чем не сравнимы рубила.

Так вот, деревянное копье с обожженным на конце наконечником вполне можно вогнать в тушу слона на глубину до 60–80 сантиметров. Одним ударом. Археологи — люди рукастые, физически развитые. Часть года мы все проводили в экспедициях. Но, конечно же, мы были и физически слабее эректусов, и несравненно менее умелыми. Опыт показал: даже современный человек мог нанести резкий удар, пробивавший шкуру, толщу мышц, проникавший между ребер во внутренние органы слона.

Разумеется, колоссальная разница между ударом по неподвижно лежащей на полу туше и стремительному зверю в родной ему саванне. Но, похоже, и мы, современные археологи, могли бы убивать слонов деревянными копьями.

Древний же человек подкарауливал слонов на путях миграции. Уважаемые коллеги предполагают, что слонов загоняли на болотистые участки, где громадные звери вязли в болоте и не могли быстро двигаться. Коллеги с самой богатой фантазией предполагают, что звери вообще очень боятся огня. И стоило показать слону факел, как он в ужасе бросался в болото.

Увы, нам наверняка не известно, как именно убивали слонов. Мы только знаем, где проходили их миграционные пути, и знаем, что у древнего человека было оружие, которым вполне можно убить слона.

Еще мы знаем, что в Торральбу часто приносили целиком части туш слонов. Зачем? Есть предположение: так нести было удобнее. Другое предположение: части тел слона использовались в неизвестных нам ритуалах. По крайней мере один раз на Торральбу принесли… левую половинку слона. То есть древние охотники убили слона, разрезали его аккуратно пополам и левую половинку перенесли на стойбище, за несколько километров. Скорее всего, вместе со шкурой. Такой полуслон размещался в естественной позе, спиной вверх, передней частью на запад. Голову охотники с собой не взяли, но перед полутушей положили бивни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Сопоставительный анализ поведения англичан и русских в отдельных коммуникативных ситуациях
В качестве иллюстрации к тому, что было сказано относительно использования английскими и русскими коммуникантами стратегий вежливости сближения, приведем результаты анализа их поведения в некоторы ...

Уругвай и его культура
Данная работа посвящена изучению страны Уругвай, её нравов и культуры. Эта тема очень актуальна в наше время в связи с возросшим интересом к данной стране. 1. Целью данной работы являе ...

Воззрения японцев на язык. Языковые мифы
В данной главе рассматриваются массовые представления японцев (как обычных людей, так и многих профессиональных лингвистов) о своем языке. Языковые мифы и предрассудки отражаются не только в бытовых ...