Искусство италиков
Культура в книгах / Искусство Рима / Истоки римского искусства / Искусство италиков
Страница 1

Народы Апеннинского полуострова, включая греков и этрусков, обычно называют италийцами. Проблема же италиков — более узкой группы племен — еще полностью не разрешена. Однако в двух ветвях италий­ских народов — латинской и умброоско-сабельской — различают в пер­вой латинян, сабинян, римлян, оказавшихся победителями, и во второй -покоренных римлянами близких латинянам пипенов, а также мессапои, умбров, осков, самнитов, лукаиов и ряд других более мелких племен. Италики создавали своеобразные памятники искусства. Наряду с проявлением эллинских и этрусских форм в них нередко выступали тер­ты примитива, дающего о себе знать в культурах, находящихся на срав­нительно ранней стадии развития. И все же в ранние периоды становле­ния римского искусства произведения италиков не могли не воздейство­вать на творчество латинян.

Самые ранние памятники италиков, датирующиеся вторым тысячеле­тием и началом первого тысячелетия — это преимущественно изделия ке­рамики со своеобразными формами сосудов и декоративными узорами, а также мелкая пластика — терракотовые и бронзовые статуэтки. На се­вере полуострова в ту эпоху преобладала керамика «апеннинской» куль­туры и «террамары» с простыми, в виде зигзагов и волнистых линий, украшениями, напоминающими орнаменты геометрического стиля. В ке­рамике племен, живших южнее Болоньи в XIV—XIII вв. до н. э., замет­ны связи с микенскими произведениями и чувство пластической формы выступает сильнее, нежели в северных областях, где отдавалось предпо­чтение декоративным узорам. Для периода виллановианской культуры характерны биконические урны, предшествовавшие появлению этрусских памятников.

Наиболее ранние глиняные, найденные в гробницах италиков IX— VIII вв. до п. э. статуэтки с подвесными конечностями и иногда с чашей в правой руке сходны с микенскими идолами. К тому времени на Апен­нинском полуострове определились две большие культурные силы — эт­руски на севере и греки па юге и в Сицилии, теснившие живших в центре полуострова, а также на территории Кампании и в восточной его части италиков. На италиков оказывали тогда воздействие как художест­венные образы этрусков, так и италийских греков, продукция которых, особенно керамика, несомненно ими приобреталась.

Архитектурные памятники италиков — жилые и общественные пост­ройки — большей частью разрушены. Их руины только сравнительно не­давно начали привлекать внимание исследователей. Образец фортификационного сооружения мессанов в Мандурии — городе, расположенном в 36 км от Таранто, — крепостная стена, сложенная из каменных блоков, сохранившаяся на 6—7 рядов в высоту и по системе кладки и лаконич­ности форм напоминающая стену Сервия Туллия в Риме. Рядом с ней обнаружен групповой некрополь италиков со множеством могил. Об ар­хитектуре италиков косвенно свидетельствуют также сохранившиеся эле­менты декора зданий, в частности глиняный, VII в. до и. э. антефикс, хранящийся в местном музее анулийского города Лучера. Изображением женского лица в центре распускающихся веером лепестков он напоми­нает этрусские антефиксы, которым, нужно думать, подражал мастер анулийского памятника.

Активная художественная деятельность в то же время отмечена у пиценов — племен, живших па востоке полуострова, на берегах Адриати­ческого моря, защищенных горами от этрусков, греков. Они создавали своеобразные рельефы, скульптуру, мелкую пластику, ювелирные укра­шения. На хранящейся в музее Пигорини каменной идите из Новилара (Пезаро) пиценский мастер врезанными линиями показал людей и жи­вотных, а также эпизоды боя, над сюжетными сценами обозначил колесо с четырьмя спицами и треугольником. В нижней части плиты он изобра­зил охотников, поражавших копьями зверей. Несмотря на обобщенность л предельный лаконизм средств, довольно отчетливо выражено торжест­во победителя в облике воина с копьем, а в других фигурах — пыл сра­жения. В стеле из Белланте (Терамо) из собрания Национального музея Неаполя, очевидно, являвшейся надгробным памятником, пиценский ма­стер стремился к более пластической характеристике. В мужской фигуре, одетой в короткий хитоп, с лицом и торсом анфас и ногами, показан­ными сбоку, он старался наметить бицепсы рук, объемность бедер и икр и даже черты лица. Примечательно, что мастер довольно отчетливо со­относил с формой чуть расширяющегося вправо камня позу человека, склоненного в ту же сторону, и пиценскую надпись, выцарапанную на камне и обрамлявшую фигуру.

На пиценском некрополе VII —VI вв. до н. э. в городе Капестрано (провинция Аквилла) были найдены особенно значительные монументальные памятники — статуя воина в полном вооружении и часть жен ского изваяния. Исполненная из желтовато-серого местного камня ста­туя VI в. до н. э. изображает спокойно стоящего воина, не делающего, в отличие от греческих куросов того же времени, шага вперед левой но­гой. Изваявший статую скульптор относился к тектонике камня и соот­ношениям масс иначе, нежели современные ему, изображавшие также надгробную мужскую фигуру греки. Он утрировал сильно выступающие массивные бедра, широкие плечи и показал согнутые в локтях руки. Оче­видно, из желания сделать изваяние более прочным мастер укрепил его с обеих сторон высокими подпорками, замыкающими статую с трех сто­рон, включая подставку внизу.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Культура Руси в средние века
Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчест ...

Национально-культурные особенности английского и русского коммуникативного поведения в экспрессивных речевых актах
Как и стратегии дистанцирования, стратегии сближения также связаны с определенными речевыми актами. В данном случае это, главным образом, экспрессивные РА: благодарность, извинение, приветствие, п ...

Заключение
Мы рассмотрели все аспекты культурной, исторической экономической и других сфер жизни страну Уругвай. К этой стране у российского населения только начинает появляться интерес, мы попытались рассказ ...