Искусство этрусков
Культура в книгах / Искусство Рима / Истоки римского искусства / Искусство этрусков
Страница 1

В своих истоках этрусское искусство было связано с культурой вилланова, сближалось с культурой италиков, а также имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусством. В последние периоды существования этрусков памятники их искусства принимали все боль­шее сходство с древнеримскими. Произведения этрусского искусства со­здавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные этрусские города с худо­жественными мастерскими к северу от этих границ (Марцаботто, Спина и др.) и к югу (Пренеста, Веллетри, Сатрикум и др.).

Многое в истории городов, характере религии, культуры этрусков, не исключая и пока еще не расшифрованной письменности, остается неяс­ным, ожидающим археологических, исторических и лингвистических ис­следователей.

Периодизация этрусского искусства — одна из самых сложных про­блем современной этрускологии. В определении границ отдельных перио­дов этрусского искусства существуют разные мнения, вызываемые как слабой изученностью истории социально-политического и экономического развития этрусских городов и их внешних связей с другими народами Средиземноморья, так и трудностью точной датировки памятников эт­русского искусства.

Итальянские антиковеды, в частности Р. Бианки-Бандинелли, соотно­сят этапы этрусского искусства с развитием древнегреческого искусст­ва. В конце VIII—VII в. до н. э. на художественную культуру эт­русков сильное воздействие оказывали народы восточного Средиземно­морья, определившие ее характер как ориентализирующий. В VI—V вв. этрусские мастера поддерживали тесные контакты с архаическими и классическими художниками Греции. В этом этапе выделяют два перио­да: первый (600—475 гг.), характеризовавшийся расцветом этрусского искусства, и второй (475—400 гг.), когда заметен значительный спад экономической и культурной активности этрусков. Если для греков V в. до н. э. был временем наивысшего расцвета, то после падения Кум в 474 г. до н. э. для этрусских городов начиналась кризисная эпоха. Время 400—225 гг., на которое приходится завоевание римлянами этрусских го­родов, было особенно тяжелым. В художественной продукции этрусков стала заметна сильная ориентация на эллинистические образцы. Период 225—30 гг. считается вторым и последним кратким периодом расцвета, когда в завоеванных римлянами этрусских городах жизнь несколько ста­билизировалась и оживились художественные ремесла. Однако в течение этих лет своеобразие этрусского искусства постепенно утрачивалось.

Этруски знали те же виды изобразительного искусства, что и другие народы. В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений. В памятниках монументальной и камерной скульптуры средством для этого служили пластические объемы, сюжет­ные композиции, украшавшие храмы, гробницы, саркофаги, погребальные урны, культовые и бытовые предметы — треножники, цисты, зеркала. Этрусские скульпторы создавали портретные образы, знаком был им и рельеф различных видов — низкий и высокий. Отпечаток художествен­ного мастерства этрусков сохранила керамика, очень своеобразная по фор­мам, украшавшаяся как рельефными, так и живописными изображения­ми. Этрусские торевты делали из драгоценных металлов серьги, брасле­ты, фибулы, кольца, диадемы и пр. Резчики по камню создавали на инталиях-печатках разнообразные по сюжетам и темам композиции, уме­ло соотнося характер врезанного рельефа с формой небольшого цветного камня. Особенное значение имеют для науки и искусства этрусские по­гребальные росписи, дающие представление о характере античной живо­писи первого тысячелетия до п. э.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Истоки римского искусства
...

Воззрения японцев на язык. Языковые мифы
В данной главе рассматриваются массовые представления японцев (как обычных людей, так и многих профессиональных лингвистов) о своем языке. Языковые мифы и предрассудки отражаются не только в бытовых ...

Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации (ЧС) — это обстоятельства, возникающие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных факторов, при которых наблюдаются резкие отклонения протекающ ...