Эпоха домината
Культура в книгах / Искусство Рима / Кризис римского искусства (III-IVbb.) / Эпоха домината
Страница 4

Как и пластика, изменения претерпевала живопись III—IV вв. Мощ­ным архитектурным формам уже не соответствовали пейзажи, жанровые сценки, декоративные росписи, украшавшие здания I—II вв. Возникла новая, напоминающая мозаику техника инкрустации — выкладывания фигур крупными разноцветными плитками камня. Панели, исполненные в такой манере, представляли собой как бы крупноформатную мозаику. На одной из них, найденной в базилике Юния Басса на Эсквилинском холме и хранящейся в Капитолийском музее, изображена тигрица, тер­зающая быка, на другой — солнечное божество из Митреума.

В римском искусстве конца IV в. все большую роль начинали играть христианские мастера. Строившиеся храмы подчинялись принципам, в основе которых лежали новые идеи. Поле деятельности скульпторов ограничивалось лишь рельефами саркофагов и редкими изображениями Доброго Пастыря. В пластике нарастали плоскостность и графичность; учащалось использование элементов обратной перспективы. В живописи христианских катакомб рождались новые и в сюжетном, и в техническом отношении произведения, иногда еще напоминавшие декоративные рос­писи римских домов, но все более и более отдалявшиеся от них. Запад­ная Римская империя и Вечный город страдали от варваров, а на тер­ритории Восточной Римской империи рождалось новое, византийское искусство, широко пользовавшееся традициями не только римской куль­туры, но и греческого эллинизма и создавшее позднее неповторимые по красоте архитектурные сооружения, мозаики, фрески, иконы. В течение V в., от времени правления Гонория до смерти последнего императора Ромула, в художественной жизни Римской империи не появлялось зна­чительных памятников. В этот разрушительный для античности период формировалось христианское искусство, которому суждено было в даль­нейшем возвести в различных странах Европы огромные, не похожие на античные храмы романские и готические соборы, осветить их солнеч­ным светом, прошедшим через яркие цветные витражи, наполнить фре­сками и иконами, художественной утварью, украсить их статуями, со­здать образы, в большинстве своем, однако, не освободившиеся от тревог и сомнений, как наследства позднего Рима.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

К вопросу о национальном характере
Когда говорят о том или ином народе, часто используют понятие национальный характер.  Встречается оно и в работах по межкультурной коммуникации, при этом термин этот так до конца не определен ...

Брак
Американская студентка приходит ко мне в кабинет и, пока мы беседуем, несколько раз внимательно оглядывает мой стол. Прощаясь, она уверенно замечает: – А семьи у вас нет, ведь правда? – Как это не ...

Краткий исторический очерк
В данной главе мы кратко рассмотрим основные этапы развития японского языка в связи с развитием японской культуры. ...