Противостояние гора и сетаКультура в книгах / Войны богов и людей / Противостояние гора и сетаСтраница 7
Эта традиция стала причиной вражды и соперничества среди богов Неба и Земли, и, по нашему предположению, именно она послужила мотивом для действий Сета. В подтверждение этой гипотезы можно привести трактат «Об Исиде и Осирисе» историка и биографа первого века нашей эры Плутарха, который тщательно записывал для римлян и греков мифы о богах Востока. В те времена считалось, что египетские источники, ставшие основой его труда, были составлены самим богом Тотом, который, будучи писцом богов, вёл записи о жизни и деяниях богов на земле.
«А вот и сам миф в пересказе по возможности самом кратком, с удалением всего ненужного и лишнего», — начинает своё повествование Плутарх и далее рассказывает, что Нут (которую греки отождествляли с богиней своего пантеона Реей) родила трёх сыновей. Первым их них родился Осирис, а последним Сет. Кроме того, Рея родила двух дочерей, Исиду и Нефтиду. Однако Геб был отцом только Сета и Нефтиды. Осирис и третий брат родились от бога Ра, который втайне навещал свою внучку Нут. Исида же была дочерью Тога (его отождествляли с греческим богом Гермесом), который тоже состоял в любовной связи с Реей, желая таким образом «вознаградить её за милости, которые он от неё имел».
Таким образом, сложилась следующая ситуация: первенцем мужского пола был Осирис, и он — несмотря на то, что родился не от Геба — имел гораздо больше прав на престол, потому что был сыном самого великого Ра. Но законным наследником считался Сет, рождённый правителю Гебу его единокровной сестрой Нут. Положение ещё больше осложнялось соперничеством двух братьев, каждый из которых хотел видеть своего сына законным наследником. Для достижения этой цели Сету был нужен сын от его единокровной сестры Исиды, тогда как Осирис мог иметь наследника мужского пола и от Исиды, и от Нефтиды (они обе приходились ему единокровными сёстрами). Но Осирис намеренно лишил Сета шансов на то, что его потомки станут править Египтом, взяв в жёны Исиду. Сет впоследствии женился на Нефтиде, но она была его родной сестрой, и их ребёнок не мог претендовать на царский престол.
Таковы причины лютой ненависти Сета к Осирису, который лишил трона не только его самого, но и его наследников.
Согласно Плутарху, случай отомстить представился Сету во время визита в Египет эфиопской царицы по имени Асо. Сговорившись со своими сторонниками, Сет устроил пир в честь гостьи и пригласил на торжество всех богов. Вот как рассказывает о дальнейших событиях Плутарх: «Он измерил тайно тело Осириса, соорудил по мерке саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принёс его на пир. В то время как это зрелище вызвало восторг и удивление, Тифон как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кто уляжется в него по размеру. После того как попробовали все по очереди и ни одному гостю он не пришёлся впору, Осирис вступил в гроб и лёг. И будто заговорщики подбежали, захлопнули крышку и, заколотив её снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье…» В знак скорби Исида отрезала локон своих волос, облачилась в траурные одежды и отправилась на поиски саркофага. «И потом, как рассказывают, она узнала о саркофаге, что море пригнало его к берегу Биб-ла» (на территории современного Ливана). Исида извлекла саркофаг с телом Осириса из воды и спрятала в пустыне, надеясь со временем найти средство для воскрешения любимого мужа. Но Сет каким-то образом узнал об этом, завладел саркофагом и растерзал тело Осириса на четырнадцать частей, разбросав их по всему Египту.
Исида вновь отправилась на поиски останков своего брата-мужа. В одних версиях мифа говорится, что она хоронила части тела Осириса там, где находила их, и в этих местах впоследствии возник культ Осириса. Другие варианты легенды утверждают, что богиня воссоздала тело мужа, скрепив отдельные части бинтами и положив таким образом начало обряду мумификации. Однако все версии едины в одном — нашлись все части тела Осириса за исключением фаллоса.
Тем не менее прежде чем похоронить тело супруга, Исида сумела извлечь его «суть» и оплодотворить себя его семенем; так она зачала и родила сына Гора. Она спрятала мальчика от Сета в поросших папирусом болотах дельты Нила.
Последующие события очерчены в многочисленных легендах и мифах, которые записывались и копировались на папирусах, стали главами «Книги Мёртвых» и вошли в Тексты Пирамид. В результате перед нами разворачивается настоящая драма, в которой есть и юридические уловки, и похищение, и волшебное воскрешение из мёртвых, и гомосексуальные отношения, а в заключение и великая война — драма, ставкой в которой был Священный Трон богов.
Смотрите также
Сопоставительный анализ поведения англичан и русских в отдельных коммуникативных
ситуациях
В качестве иллюстрации к тому, что было сказано относительно использования английскими
и русскими коммуникантами стратегий вежливости сближения, приведем результаты анализа
их поведения в некоторы ...
Становление римского искусства (VIII-I вв. до
н. э.)
Республика
оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества
того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая
часть уцелевших памятников была ...
История египтологии
В наше время египтология
переживает пик популярности. Отделения египтологии существуют во многих
университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в
Египте ...