Противостояние гора и сетаКультура в книгах / Войны богов и людей / Противостояние гора и сетаСтраница 9
Гор начал убивать пленников, отрубая им головы, но когда пришла очередь Сета, вмешалась Исида, которая пожалела брата и не дала Гору убить его. Существует несколько версий последовавших за этим событий, в том числе и описанная в так называемом «Четвёртом папирусе Сальера». Большинство сходится в том, что Гор в ярости набросился на собственную мать и обезглавил её! Исида осталась жива лишь благодаря Тоту, который приставил голову на место и воскресил богиню. (Об этом инциденте сообщает и Плутарх.)
После побега Сет сначала спрятался в подземном туннеле. И через шесть лет сражения в небе возобновились. Гор поднялся в воздух в Наре («Огненном Столбе»), который изображался в виде продолговатого цилиндрического летательного аппарата с оперением, похожим на плавники или короткие крылья. В его головной части имелись два «глаза», которые становились то красными, то синими (рис. 11), а из хвостовой части вырывалось что-то вроде пламени; некое устройство, расположенное спереди, испускало лучи. (В египетских текстах, составленных исключительно последователями Гора, не содержится описаний летательного аппарата Сета.)
В древних текстах рассказывается, что в этом грандиозном сражении первым был ранен Гор — юного бога пронзил луч, выпушенный из летательного аппарата Сета. Его Нар потерял один из своих «глаз», и Гор продолжил битву на Крылатом Диске Ра. Он пустил «гарпун» в Сета, в результате чего Сет лишился яичек.
Рис. 11
Размышляя над природой этого оружия, У. Макс Мюллер в своей работе «Egyptian Mythology» отмечал, что у «гарпуна» был «странный, практически невероятный наконечник» и что использовавшийся для его обозначения иероглиф переводится как «оружие тридцати». На древних изображениях (рис. 12а) отчётливо видно, что «гарпун» представляет собой настоящую ракету с тремя боеголовками — сначала выстреливал передний, самый большой снаряд, освобождая место для двух других, поменьше. Эпитет «гарпуна» («оружие тридцати») даёт основание предположить, что каждая из трёх ракет имела устройство, сходное с современными ракетами с разделяющимися боеголовками, и несла в себе десять зарядов.
Возможно, это совпадение, но сходные обстоятельства приводят к сходным решениям: корпорация «Макдоннел-Дуглас» назвала свою новую ракету морского базирования «Гарпун» (рис. 12б).
Великие боги объявили о перемирии и вновь призвали противников на Совет Богов. Подробности дискуссии мы узнаем из текста, вырезанного на каменной колонне по приказу фараона Шабако (VIII век до н э.), который утверждал, что этот текст был скопирован с очень древнего «изъеденного червями» кожаного свитка, который был закопан в главном храме Птаха в Мемфисе. Сначала Совет вновь разделил Египет между Гором и Сетом по границе, установленной ещё Осирисом, но затем Геб передумал и отменил это решение. Его беспокоил вопрос престолонаследия: кто «откроет тело» для наследников? Сет, лишившийся яичек, теперь не мог иметь детей… И поэтому Геб, «Владыка Земли, дал в наследство Гору» весь Египет. Сету достались владения за пределами Египта; именно поэтому египтяне считали его азиатским божеством.
Совет Богов единогласно проголосовал за это предложение. Окончание этой истории так описывается в «Папирусе Гунефера»:
Гор радуется перед лицом богов. Власть над миром ему отдана, и во владении его будет лучшая часть земли. Трон бога Геба вверили ему и титул, который носил бог Шу.
Далее в тексте папируса говорится, что передача прав на наследство
Была скреплена указами, (записанными) в Зале Знаний; Это было написано на металлической табличке по приказу отца твоего Птаха-Боги небесные и боги земные будут служить твоему сыну Гору. Они идут за ним в Зал Указов. Он будет господином над ними.
Рис. 12
Смотрите также
Сопоставительный анализ поведения англичан и русских в отдельных коммуникативных
ситуациях
В качестве иллюстрации к тому, что было сказано относительно использования английскими
и русскими коммуникантами стратегий вежливости сближения, приведем результаты анализа
их поведения в некоторы ...
Становление римского искусства (VIII-I вв. до
н. э.)
Республика
оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества
того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая
часть уцелевших памятников была ...
Заключение
Римское
искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой. Оно
может быть определено как явление переходного периода от одной художественной
системы к другой, как мост от ан ...