Появление человечестваКультура в книгах / Войны богов и людей / Появление человечестваСтраница 2
А если Библия представляет собой краткое изложение более подробных шумерских хроник, то нельзя ли использовать эти древние тексты для расширения и дополнения сведений о доисторических временах, содержащихся в Священном Писании?
И поскольку одна история является отражением другой, попробуем повнимательнее взглянуть в зеркало человеческой памяти и разобраться в этом удивительном повествовании.
Поведав о том, как Адам (буквально «земное существо») получил способность к размножению, Библия переходит от изложения событий, касающихся всей Земли, к рассказу о роде человеческом — об Адаме и его потомках.
«Вот родословие Адама», — читаем мы Ветхом Завете. И можно с уверенностью утверждать, что такая книга действительно существовала. Имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства дают основания предположить, что библейский Адам — это человек, которого шумеры называли Ада-пой, землянином, «доведённым до совершенства» Энки: «Он умудрил его разум, он открыл ему образ миров, мудрость дал он ему, вечной жизни он ему не дал».
Учёным удалось найти лишь фрагменты «Мифа об Ада-пе»; полной же версией этого предания, вероятно, была книга «родословия Адама», упоминаемая в Ветхом Завете. Ассирийские цари, по всей видимости, были знакомы с этим текстом, поскольку многие из них уверяли, что обладали той или иной добродетелью Адапы. Саргон и Сеннакериб утверждали, что они унаследовали мудрость, дарованную Адапе Энки; Синшаришкун и Эсархаддон гордились тем, что были рождены «по образу мудрого Адапы». Согласно надписи, оставленной Эсархаддоном, он установил в храме Ашура статую Адапы, а Ашурбанипал заявлял, что боги открыли ему секреты чтения и письма и что он даже может прочесть таблицы на шумерском языке и понять загадочные слова вырезанных на камне текстов, сохранившихся с допотопных времён.
Шумерские источники утверждают, что на нашей планете существовали как сельские поселения — жители в них занимались скотоводством и земледелием, — так и города, прежде чем их смыло с лица земли Всемирным потопом. В Книге бытия сообщается, что сын Адама и Евы Каин «был земледелец», а его брат Авель «пастырь овец». Затем, после того, как Каин был отправлен в изгнание «от лика Господня» за убийство Авеля, возникли первые города — поселения людей. «В земле Нод, на восток от Едема» у Каина родился сын Енох, и отец построил город и назвал его в честь сына. Затем в повествовании Ветхого Завета теряется интерес к Каину и рассказ обращается к представителю четвёртого после Еноха поколения его потомков, Ламеху.
И взял себе Ламех две жены:
имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
Ада родила Иавала: он был отец живущих
в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал:
он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом
всех орудий из меди и железа.
В апокрифической «Книге Юбилеев», которая, как полагают учёные, была составлена во втором веке до нашей эры на основе более древних источников, содержатся дополнительные сведения о Каине: «Каин взял себе свою сестру Аван в жёны, и она родила ему Еноха в коние четвёртого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Откуда же взялась эта информация?
Долгое время считалось, что у этой части Книги Бытия нет аналогов или параллелей в месопотамских мифах. Но нам удалось выяснить, что это не совсем так.
Во-первых, мы обнаружили хранящуюся в Британском музее вавилонскую глиняную табличку (кат. № 74329, рис. 31), содержавшую, как было указано в каталоге, «неизвестный миф». Однако на самом деле это была вавилонская/ассирийская версия шумерской родословной потомков Каина, записанная ещё за 2000 лет до нашей эры!
Смотрите также
Заключение
Римское
искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой. Оно
может быть определено как явление переходного периода от одной художественной
системы к другой, как мост от ан ...
Краткий исторический очерк
В данной главе мы кратко рассмотрим основные этапы развития японского языка в связи с развитием японской культуры. ...
Национально-культурные особенности английского и русского коммуникативного
поведения в экспрессивных речевых актах
Как и стратегии дистанцирования, стратегии сближения также связаны с определенными
речевыми актами. В данном случае это, главным образом, экспрессивные РА: благодарность,
извинение, приветствие, п ...