Человек
Культура в книгах / Войны богов и людей / Человек
Страница 8

Но была ли Хатхор — как и Нинхурсаг — госпожой Великой пирамиды? Выяснилось, что была — удивительный, но (вполне ожидаемый факт. Свидетельством тому может служить надпись, сделанная фараоном Хуфу (около 2600 года до н э.) на памятной стеле, установленной в Гизе в храме, посвящённом Исиде. Этот памятник получил название Инвентарной стелы, и надписи на нём являются неопровержимым доказательством того, что Великая пирамида (и Сфинкс) существовали уже во времена правления Хуфу (Хеопса). В надписи утверждается, что фараон построил лишь храм Исиды возле уже существовавших пирамиды и Сфинкса:

Вечная жизнь Гору Мездау

Царю Верхнего и Нижнего Египта

Хуфу дарована вечная жизнь!

Он построил Дом Исиды, Госпожи пирамиды

рядом с Домом Сфинкса.

Таким образом, при фараоне Хуфу Исида (супруга Осириса и мать Гора) считалась «Госпожой пирамиды»

Однако следующие строки надписи не оставляют сомнений в том, что она была не

Однако следующие строки надписи не оставляют сомнений в том, что она была не первой хозяйкой этого грандиозного сооружения:

Вечная жизнь Гору Мездау

Царю Верхнего и Нижнего Египта

Хуфу дарована вечная жизнь!

Для божественной матери своей Исиды,

хозяйки «Западной Горы Хатхор»,

он сделал (эту) надпись на стеле.

Следовательно, пирамида была не просто «Горой Хат-хор» — что в точности соответствует шумерскому «дому, высокому, как гора», — а её западной горой, что предполагает существование и восточной горы. Из шумерских источников нам известно, что это была гора Хур-Саг — самый высокий пик Синайского полуострова.

Несмотря на соперничество и подозрительность, преобладавшие в отношениях между двумя божественными династиями, нет никаких сомнений в том, что строительство космопорта и навигационных объектов попало в руки Энки и его потомков. Нинурта доказал своё умение строить дамбы и руководить ирригационными работами, Уту/Шамаш знал, как управлять взлётно-посадочным комплексом, но только Энки, талантливый инженер и учёный, который уже один раз выполнял эту работу, обладал необходимыми знаниями и опытом для проектирования масштабного строительства и руководства работами.

В шумерских текстах, описывающих подвиги Нинурты и Уту, нет даже намёка на их участие в сооружении связанных с космосом объектов. Когда впоследствии Нинурта попросил шумерского царя построить ему зиккурат со специальным помещением для Божественной Птицы, рядом с ним был другой бог, и именно он вручил царю архитектурный проект и инструкции по его реализации. С другой стороны, в некоторых текстах говорится о том, что Энки обучил своего сына Мардука всему, что знал и умел сам. Примечателен в этом отношении разговор между отцом и сыном, когда Мардук задал отцу непростой вопрос:

Эйа ответил Мардуку-сыну: Сын мой, чего ты не знаешь, чему я тебя научу? Мардук, чего ты не знаешь, чему я тебя научу? Всё, что знаю я, знаешь и ты.

Отмечая поразительное сходство между Птахом и Энки (отец), а также Мардуком и Ра (сын), мы нисколько не удивились, обнаружив, что египетские источники связывают Ра с объектами космического назначения и их строительством. Ему помогали Шу и Тефнут, Геб и Нут, а также считавшийся покровителем магии бог Тот. «Божественный проводник» Сфинкс, указывающий путь на восток вдоль 30-параллели, имеет черты Хор-Ахти («Сокола Горизонта») — этим эпитетом называли Ра. В надписи на стеле, установленной возле Сфинкса в эпоху фараонов, Ра прямо называется инженером («протягивающим шнур»), который построил «охраняемое место» в «священной пустыне», откуда он мог «красиво возноситься ввысь» и «бороздить небеса»:

Ты протянул шнур по равнине, ты придал форму земле…

Ты породил тайну Нижнего мира…

Ты построил для себя место

охраняемое в священной пустыне с сокрытым именем.

Днём ты поднимаешься напротив их…

Ты красиво возносишься ввысь…

Ты пересекаешь с попутным ветром…

Ты бороздишь небеса в небесной барке…

Небо ликует, Земля радуется.

Команда Ра каждый день возносит хвалу; он идёт во славе.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Истоки римского искусства
...

Краткий исторический очерк
В данной главе мы кратко рассмотрим основные этапы развития японского языка в связи с развитием японской культуры. ...

Отражение японской культуры в японской лексикографии
Безусловно, наука о языке в той или иной стране отражает некоторые свойственные этой стране культурные представления и стереотипы. Особенно это заметно в тех странах, которые, как Япония, самостояте ...